О ходе догазификации и в целом о перспективах газа на внутреннем рынке “Российской газете” рассказал генеральный директор Группы Газпром межрегионгаз и ООО “Газпром газификация” – Единого оператора газификации (ЕОГ) – Сергей Густов.
Сергей Вадимович, практически полтора года назад в стране стартовала догазификация – бесплатное подведение газа до границ домовладений в уже газифицированных населенных пунктах. Можно ли говорить о каких-то итогах?
Сергей Густов: Статистика всем известна: данные о том, как реализуется догазификация у нас в стране, ежедневно выводятся на дашборд Координационного центра правительства РФ. Информацию для консолидации предоставляют все участники процесса: газораспределительные организации Единого оператора газификации (компании Группы Газпром межрегионгаз), региональные операторы, независимые газораспределительные организации, органы исполнительной власти субъектов РФ, отраслевые ведомства.
На сегодня принято более 700 тысяч заявок на догазификацию, 85 процентов из которых переведены в договоры. Около половины из них уже исполнены – сети построены до границ земельных участков будущих потребителей. Больше всего заявок поступает от жителей Московской, Челябинской и Свердловской областей, Краснодарского и Пермского краев, а также из Республики Башкортостан.
В зависимости от объема работы в том или ином субъекте РФ ЕОГ вместе с региональными операторами, независимыми газораспределительными организациями и подрядчиками корректирует количество людей и техники, задействованных на стройках. И в целом мы фиксируем положительную динамику темпов работ.
Например, с конца июля ГРО группы Газпром межрегионгаз увеличили кадровые и технические ресурсы в среднем на 20 процентов, что дополнительно ускорило выполнение мероприятий по догазификации.
В тех регионах, где мы являемся ЕОГ (это 72 субъекта РФ и федеральная территория “Сириус”. – Ред.), исполнение договоров со сроком подведения газа до границ участка в 2022 году составляет 70 процентов, оставшаяся часть в работе и будет завершена своевременно.
Но хочу напомнить, что догазификация не ограничивается 2022 годом: и мы, и региональные операторы продолжим работу и в 2023, и в 2024 годах.
Мы говорим о подведении трубы до участка, однако конечная цель – чтобы в домах людей появился газ…
Сергей Густов: Для этого мы ведем работу и с потребителями, чтобы они готовили жилье к приему газа заранее, и с региональными властями, чтобы они внедряли и расширяли меры социальной поддержки граждан при газификации домов. Речь идет и о компенсации стоимости прокладки сетей по участку, и о средствах на покупку газового оборудования.
Подобные меры введены уже в 73 регионах страны, а средний размер субсидий на возмещение части затрат по подключению домовладений к сетям газораспределения составляет 70-80 тысяч рублей. Но есть субъекты, где этот показатель существенно выше. Мы неоднократно говорили про опыт Ленинградской и Сахалинской областей с высокими выплатами большому количеству категорий граждан. В Пермском крае газопроводы в рамках догазификации подводятся до фасада дома, а не только до забора, и это тоже инструмент поддержки со стороны властей региона. Не так давно в крае было принято решение о выплатах еще 30 тысяч рублей льготным категориям на покупку газового оборудования и внутридомовые работы. Челябинская и Свердловские области (кстати, недавно они вошли в программу развития газоснабжения и газификации ПАО “Газпром” до конца 2025 года) также демонстрируют существенное расширение и категорий льготников, и размера субсидий.
Эти меры социальной поддержки серьезно влияют и на готовность граждан принять участие в догазификации, и на скорость подключения. В рамках опроса на портале госуслуг – напомню, что и там можно подать заявку на ускоренное подключение, – выяснилось, что для пятой части всех потенциальных потребителей важнейшее значение имеет именно стоимость работ на участке и оборудования в доме. То есть решение о том, заключать ли договор на подключение сетевого природного газа в рамках догазификации, зачастую зависит от наличия или отсутствия мер поддержки в регионе.
Поэтому мы продолжаем работу в части льгот с руководителями субъектов, чтобы еще большее количество людей получили возможность использования сетевого газа.
Почему ситуация в регионах такая разная? Не проще ли внедрить централизованный механизм поддержки, наподобие материнского капитала?
Сергей Густов: У всех регионов разные бюджетные возможности, поэтому внедрить единую субсидию на федеральном уровне затруднительно. Хотя необходимость федеральной адресной помощи в виде субсидий с подачи губернатора Челябинской области Алексея Текслера обсуждали на федеральном штабе недавно в сентябре.
Кроме того, совместно с правительством РФ сейчас прорабатывается аналог единого механизма – “газовая ипотека”, которая уже внедряется в Кировской области и о которой я говорил на Петербургском международном газовом форуме.
Она предполагает несколько вариантов, но в целом идея заключается в том, что люди будут брать деньги в банке для прокладки сетей внутри участка и покупки газового оборудования, а проценты компенсирует государство – и из федерального, и из регионального бюджетов. Важно проработать детали: размер компенсации, льготные категории, целевое расходование средств, механизм обслуживания и сопровождения таких продуктов банками.
Но ведь и “тело” кредита – тоже существенная сумма.
Сергей Густов: Суммы действительно значительные. Около 120 тысяч рублей в среднем по стране составляют расходы на приобретение минимального набора газового оборудования и работы по дому и внутри участка. Для домов, совершенно не подготовленных к переходу на газ, – а есть и такие: по статистике, 30-50 процентов из них оборудованы лишь печкой, – сумма будет, конечно, больше. И в предложении механизмов целевого кредитования важно также учесть эту дифференциацию в поддержке.
Участники процесса видят, что с переходом на сетевой газ сразу же появляется колоссальная экономия: никаких дров, угля, баллонов, электрического отопления и так далее. За счет этой экономии за несколько лет компенсируется сам кредит. Приведу пример: человек платил 9 тысяч рублей в месяц за отопление электричеством, перешел на газ – стал платить 1,5 тысячи рублей в месяц. Чистая экономия – 7,5 тысячи, и эту сумму или ее часть как раз можно направить на погашение “тела” кредита.
Поэтому, полагаем, такая “газовая ипотека” будет востребована у потенциальных потребителей. Особенно с учетом того, что она в любом случае существенно ниже классической.
Вновь подчеркну, что в 2022 году догазификация не заканчивается, а значит, число абонентов и дальше будет расти, им нужно помогать подключать дома к газу. Чем хорош такой механизм? Нет разделения “льготник – не льготник”. Все смогут им воспользоваться. Надеюсь, что решения по “газовой ипотеке” будут приняты правительством РФ в самое ближайшее время.
Если говорить о потреблении газа на внутреннем рынке в целом: каковы прогнозы с учетом того, что его поставки на внешние рынки ограничены?
Сергей Густов: Напомню, что чуть более двадцати пяти лет назад Газпром межрегионгаз создавался для того, чтобы, во-первых, сформировать, а во-вторых, развивать внутренний рынок газа. Для “Газпрома” это основное направление.
В новых условиях у нас появились и новые стимулы для развития. Ведь наиболее крупные объемы сетевого газа потребляют не квартиры, дома и социальные объекты, а предприятия различных секторов промышленности: электро- и теплоэнергетика, агрохимия, производство минеральных удобрений, металлургия, деревообработка, сельское хозяйство, производство продуктов питания и другие.
Что касается прогнозов, то, например, только за последнее время мы заключили договоры на поставку газа с 20 крупными предприятиями, которые будут потреблять в общей сложности свыше 29 миллиардов кубометров газа в год. И это уже “законтрактованный” объем.
Также у нас есть план прироста газопотребления в перспективе пяти лет – это около 50-60 миллиардов кубометров. Сейчас ведется работа по газификации промышленных потребителей, наши региональные газовые компании изучают потенциальный спрос и обсуждают с бизнесом возможность подключения заводов к газу изначально, если это проект “с нуля”, или же перевода на сетевое топливо с угля или дизельного топлива уже работающих производств.
Такие примеры у нас есть. В Кировской области за лето мы перевели на сетевой газ хлебозавод и подключили цех кондитерской фабрики, а в прошлом году был осуществлен перевод Воркутинской ТЭЦ-2 в Коми с угля на газ, что позволило улучшить экологическую обстановку в регионе. В зоне перспективного экономического развития в Орловской области у нас индустриальный парк “Орел” и его резиденты, в Рязанской области – цементный завод, в Башкортостане – участники ОЭЗ “Алга”, в Архангельске – котельные морского терминала, предприятия лесопереработки. В конце сентября был подан газ на ГРС “Корсаков” в Сахалинской области: перспективу перевода на газ с угля получили, среди прочих, асфальтобетонный завод, завод по производству медицинских изделий, рыбоперерабатывающие предприятия, Корсаковский морской торговый порт.
Есть ли какой-то приоритет по регионам или отраслям, которым отдается предпочтение при газификации объектов промышленности?
Сергей Густов: Мы заинтересованы в газификации предприятий везде, где уже есть сетевой природный газ или где идет строительство новых объектов газовой инфраструктуры в рамках программ развития газоснабжения регионов.
Нужно сетевое топливо – выходите на наши региональные компании, заключайте договор, и мы построим необходимую инфраструктуру. Тренд на внутренний рынок родился не сегодня, а давно. И развитие нашей страны невозможно без устойчивого роста АПК и ТЭК в том числе.
По сегментам тоже нет разделения. Группа Газпром межрегионгаз заключила свыше 328 тысяч договоров с юридическими лицами, из которых около 200 – крупные холдинги.
Самой крупной газопотребляющей отраслью является электроэнергетика, на долю которой приходится 32,5 процента от общего объема поставок газа нашей группой. Вместе с коммунально-бытовыми потребителями и населением получается суммарно 64,6 процента от общего объема. Но это отнюдь не означает, что мы ограничиваемся только данными секторами – мы рады всем.
Каковы гарантии отбора газа в условиях волатильности рынка?
Сергей Густов: Не сказал бы, что внутрироссийский рынок волатилен. На фоне внешних трендов, напротив, он довольно стабилен. Кроме того, многие договоры заключены по формуле “бери или плати”: мы уверены в этих потребителях, видим их работу над инвестиционными проектами и понимаем, что они точно будут пользоваться сетевым топливом в обозначенных объемах.
Среди крупных потребителей, например, цементный завод в Рязанской области, целлюлозно-бумажный комбинат в Архангельске, агрохимическое предприятие в Тульской области. К тому же строятся “гиганты” в области газохимии: Благовещенский завод и газоперерабатывающий завод в Усть-Луге, который будет потреблять большое количество газа. Поэтому спрос на сетевой газ есть, и он будет расти. А мы, в свою очередь, этот спрос готовы удовлетворить.